Онлайн-курсы помогают лучше учиться
Онлайн-курсы помогают лучше учиться
#EdCrunch2018
22 Августа 2018
Аризонский государственный университет и консалтинговая компания BCG (участник «большой тройки управленческого консалтинга») при поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс провели исследование, как онлайн-курсы влияют на качество обучения.

Аризонский государственный университет и консалтинговая компания BCG (участник «большой тройки управленческого консалтинга») при поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс провели исследование, как онлайн-курсы влияют на качество обучения. В нем приняли участие шесть крупнейших университетов  США: Аризонский государственный университет, университет центральной Флориды, университет штата Джорджии, колледж Хьюстона, университет Кентукки, колледж Рио Саладо.


В образовании существует миф, что онлайн-обучение не может давать такие же результаты, как традиционное. Обычно его поддерживают те университеты, в которых никогда не проводились эксперименты по внедрению смешанного (очные и виртуальные занятия) или онлайн-обучения. Исследователи отмечают, что эта точка зрения может быть справедливой по отношению к некачественным онлайн-курсам. Однако в исследуемых университетах студенты, проходившие онлайн-курсы, добивались таких же (или даже лучших!) результатов, чем студенты очной формы обучения. Более того, многие преподаватели, ведущие смешанные или онлайн-курсы, считают, что они могут быть даже более сложными, чем занятия в аудитории.


К каким выводам пришли исследователи


При смешанной модели обучения уменьшилась доля студентов, оставшихся на второй год и увеличилась доля выпускников.


В колледже Хьюстона у студентов, прошедших хотя бы один курс полностью онлайн или по смешанной модели, доля первокурсников, оставшихся на второй год, была на 9-10 процентов ниже, чем у студентов во время очного обучения.


graphic_01.png


В колледже Хьюстона также отметили, что доля студентов, закончивших университет, увеличилась на 17 процентов среди тех студентов, которые брали какое-то количество онлайн-курсов, по сравнению с теми студентами, которые все курсы брали очно.


В университете центральной Флориды пришли к такому же выводу. Студенты, которые брали от 41% до 60% учебных часов для занятий на онлайн-курсах, в среднем, заканчивали учебу за 3,9 лет. Студенты, которые все время учились очно, заканчивали учебу, в среднем, за 4,3 года. К тому же, учащиеся, которые быстрее заканчивают обучение, не только экономят на плате за обучение, но и получают дополнительную зарплату, потому что начинают раньше работать.


Поэтому за последнее десятилетие в университете центральной Флориды значительно увеличилось количество учебных часов, отведенных на смешанное или онлайн-обучение.  Сегодня 31% студентов университета учится по той или иной модели онлайн-образования.


graphic_02.png


Студенты, которые занимались онлайн, добивались больших успехов, чем студенты, которые занимались очно. Тем не менее, они были менее успешными чем те, кто учился по смешанной модели.


Поэтому исследователи пришли к выводу, что оптимальный сценарий занятия для студентов — сочетание цифрового и традиционного обучения. Такие студенты добивались больших успехов, чем те, которые брали все уроки очно или все уроки онлайн.


К такому же выводу пришли авторы исследования, которое обсуждалось в издании "The Chronicle of Higher Education". Они изучали процесс обучения 45 000 студентов из 30 колледжей, входящих в систему высшего образования Нью-Йорка. Исследователи определили, что оптимальное соотношение учебной нагрузки для студента дневного отделения такое: два онлайн-курса и три очных курса. Они также пришли к выводу, что студенты, предпочитающие большинство курсов проходить онлайн, «теряют определенные преимущества, которые помогают закончить программу и получить диплом».


Как добиться таких же показателей в университете


На основе обзора шести университетов, исследователи выделили семь практических шагов, которые помогут учебным учреждениям достичь высоких результатов в сфере онлайн-образования.

  • Разработайте портфельный подход к онлайн-образованию.

    Исходя из потребностей и интересов студентов, а не возможностей преподавателей, успешные университеты разработали стратегические модели своих будущих программ и продуктов (портфельный подход). Во время проектирования обучения  - в центре процесса должен быть студент и его возможности.

  • Создайте необходимую базу для качественного онлайн-образования.

    Качество онлайн-образования зависит от содержания курсов и учебных планов, которые разрабатываются специально для уникальных задач. Учебные заведения, стремящиеся к достижению таких показателей в онлайн среде, которые были бы аналогичны или лучше очного обучения, должны обращать внимание и выделять ресурсы на проектирование обучения, поиск авторов, разработку онлайн-курсов, развитие команды и видео-студию.

  • Организуйте качественное сопровождение.

    Чтобы помочь студентам справиться с теми проблемами, которые возникают при онлайн-обучении, образовательным учреждениям стоит создать техподдержку, которая была бы адаптирована к потребностям студентов, учащихся онлайн.

  • Делайте преподавателей союзниками.

    Один из распространенных барьеров на пути к внедрению онлайн-обучения — скепсис преподавателей. Поэтому университеты должны вовлекать профессорско-преподавательский состав в онлайн-образование и поддерживать его инициативы. Как это можно сделать? Например, давать им право голоса в ключевых решениях, предоставлять им возможности профессионального развития, командировки, выступления на конференциях и поощрять их заслуги в педагогических инновациях.

  • Сделайте онлайн-образование приоритетным направлением в университете.

    Если ректоры хотят, чтобы их цифровые инициативы были долгоиграющими, они должны привлекать к ним преподавателей и сотрудников и создать такую инфраструктуру, которая бы обеспечивала высокое качество обучения. Как это можно сделать? Например, создать отдельную команду, которая будет заниматься  цифровой трансформацией в университете.

  • Не бойтесь привлекать внешних подрядчиков.

    Институты, принявшие участие в исследовании, определили свои стратегические цели и затем проанализировали, какие из них они могут развивать внутри учреждения, а какие стоит отдать на аутсорсинг. Часто институты эффективнее могут продвигать инновации, расширять свои возможности и увеличивать количество учащихся за счет развития партнерских отношений, чем пытаться построить все внутри университета.

  • Усиливайте аналитику и мониторинг.

    В онлайн-среде преподаватели и сотрудники вузов имеют доступ к множеству данных, которые они могут использовать, чтобы постоянно совершенствовать систему обучения. Чтобы эффективно обрабатывать эти данные, учебные заведения должны развивать исследовательские и аналитические компетенции, а также системы отчетности.


В каких российских вузах студенты уже проходят онлайн-курсы



Томский государственный университет


В ТГУ есть 46 онлайн-курсов на русском и английском языках, в электронное обучение вовлечены 85% студентов и аспирантов и 68% преподавателей. Университет много внимания уделяет популяризации онлайн-курсов: вуз

разработал путеводитель по созданию онлайн-курса, чтобы помочь преподавателям внедрять электронные курсы в обучение, подготовил аналитический обзор, в котором описано, как построена работа с онлайн-курсами в ТГУ (много цифр и фактов!). Есть даже отдельный портал PRO.Онлайн, его создали для продвижения и развития онлайн-обучения.



Уральский федеральный университет


На портале «Открытое образование» выложены несколько десятков курсов, разработанных преподавателями УрФУ для всех желающих. А студенты УрФУ после прохождения этих курсов могут получать зачеты по соответствующим направлениям. Для повышения квалификации преподавателей и других работников УрФУ предлагает 26 онлайн-курсов, освещающих различные аспекты внедрения технологий онлайн-обучения в вузе. Они размещены на платформе "OpenProfession" и содержат интерактивные задания на основе симулятора профессиональной деятельности. Еще в университете есть Институт технологий открытого образования, и в нем по некоторым программам можно получить образование полностью дистанционно.


НИТУ «МИСиС»


Онлайн-курсы, которые разрабатывает университет, активно используются в учебном процессе: баллы, полученные при прохождении онлайн-курсов, учитываются преподавателями для текущей аттестации по дисциплинам бакалаврской подготовки. Также в “МИСиС” онлайн-курсы используют как элемент предмагистерской подготовки, и за успешное прохождение аттестации в конце обучения на курсе вуз дает дополнительные баллы при поступлении на соответствующие направления магистратуры. НИТУ”МИСиС” является со-основателем Национального портала Открытого образования, со-разработчиком приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда” и глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch, которая пройдет 1-2 Октября 2018 в Москве.

На сегодня у НИТУ “МИСиС” более 20 онлайн-курсов на платформах Открытого Образования и edx.org, идет подготовка к запуску онлайн-магистерских программ.


На конференции #EdCrunch2018 выступят исследователи из Аризонского государственного университета: Филип Реджир — декан по образовательным инициативам и генеральный директор Института онлайн образования EdPlus и Дейл Джонсон — руководитель программы адаптивного обучения.